Павловский Посад, небольшой старинный русский город, стоящий на берегах реки Клязьмы неподалеку от Москвы, знаменит на всю Россию и не только своими удивительно красивыми, яркими, красочными, поражающими воображение и трогающими за душу так называемыми павлопосадскими платками. Легкие, женственные, насыщенные яркими цветами и положительными эмоциями это настоящее произведение текстильного искусства и на сегодняшний день не потеряло своей актуальности, мотивы этого народного промысла используются современными кутюрье и модельерами при создании новых модных коллекций одежды, обуви и аксессуаров.
История происхождения промысла
(Фабрика Лобзина, где впервые изготовлялись платки)
Начали изготавливать эти великолепные набивные платки и шали в конце 18 века на созданной двумя зажиточными крестьянами Лабзиным и Грязновым мануфактуре, которая позже переросла в фабрику и значительно расширила свое производство. В те времена практически все женщины (любого возраста и сословия) носили платки, поэтому идея открытия такого производства была очень удачной и выгодной.
(Узор "индийский огурец")
С самого начала на платках был изображен такой узор как индийский огурец, а также растительные мотивы восточного происхождения. К середине 19 века широкое распространение получили цветочные орнаменты. Символ павлопосадского платка – изображение роскошной розы, переливающееся всеми цветами радуги. Основной стиль – крупный рисунок по краям с переходом к центру в мелкий, в уголках – яркие броские цветы. Классический вариант традиционного павлопосадского платка сложился в середине 19 века, число цветовых оттенков может достигать от 10 до 30. Узоры компоновались между собой, овалы, звезды, медальоны, фигуры из цветочных гирлянд и орнаментных полос, переплетаясь между собой, создавали уникальную и оригинальную композицию, делавшую эти платки настоящим произведением ткаческого искусства.
Главные технологические особенности изготовления
(Вот так печатается, набивается, рисунок на платок)
Постепенно с расширением мануфактурного производства появилось направление шелкоткачества, платки делались из шерстяных или полушерстяных материалов. Главная особенность традиционных павлопосадких платков – это то, что рисунки и узоры наносились набивным способом. Они отличались особой оригинальностью и уникальностью. Было невозможно встретить два одинаковых платка, каждый из них был по-своему прекрасен и неповторим.
(Сложная работа по набивке рисунка зачастую производится вручную)
Все великолепие цветовых оттенков и сложность причудливых цветочных узоров и орнаментов передавалось с помощью очень сложной и трудоемкой набивной технологии нанесения краски и узоров. Это достигалось путем применения специальных резных форм из дерева, на которых был искусно вырезан орнамент и узор, досками-формами под названием «цветок» краска переносилась на ткань, досками под названием «манера» набивались контуры будущего изображения. На «манерах» узоры выжигались, а затем заливались свинцом.
(Печать рисунка на платках)
В конце 19 веке в процессе изготовления павлопосадских платков стали использовать новую методику – трафаретную печать, с помощью которой узор наносился на ткань не деревянными формами, а капроновыми или нейлоновыми шаблонами, краску наносили специальные печатники. Таким образом, внешний вид платков претерпел некоторые изменения: узоры стали менее затейливые и детальные, появились строгие формы орнаментного контура.
( Федот Васильевич Сычков "Девушка в платке")
Первоначально павлопосадкий платок был элементом национального костюма, его носили как в повседневной жизни, так и красовались на праздничных торжествах, ведь платки были издавна обязательным атрибутом костюма любой русской женщины, в особенности замужней. Причудливые узоры и орнаменты, яркие цветочные и растительные композиции как нельзя лучше отражают всю глубину души русского народа, его колорит и яркую самобытность.