Плешковские игрушки из глины появились в Орловском регионе, а вернее, одноименной деревне. Впервые традиции подобного промысла зародились в XVII столетии. С тех пор Плешково является центром глиняной сувенирной продукции и ярмарок товаров ручного исполнения.
Содержание:
История промысла
Происхождение игрушки в Плешково связано, в первую очередь, с быстрым развитием глиняного производства как единственного источника доходов. В Орловской области очень бедная земля, поэтому сельским хозяйством заниматься было невыгодно. Крестьяне подрабатывали созданием горшков, а для потехи своим детям изготавливали свистульки. В наше время плешковская игрушка переживает новую веху перерождения, которая связана с именами таких талантливых мастеров, как Малютина, Иванилова, Фроловы.
Виды плешковских свистулек
Основная тематика изготавливаемых в Плешково игрушек – это домашние животные и сюжетные зарисовки крестьянского быта. В частности, очень популярный образ для глиняной фигурки – женщина с малышом на левой руке. Среди скота чаще всего выбирают для воплощения в свистульках изображения коров, петухов, барашков, лошадей.
Отдельное место уделяется тем птицам и зверям, которые отсылают к старым верованиям народов. Так, особый смысл имеют фигурки с оленями. Сегодня плешковский промысел также включает создание глиняных колокольчиков-свистулек по традиционной технологии и древнерусских мифических и языческих символов, например, русалок.
Лаконичность и строгость линий в исполнении плешковской игрушки также отсылает к традициям славян. Цветовая палитра свистулек из Плешково заслуживает отдельного внимания. В отличие от привычных ярких окрасок здесь используются сдержанные оттенки в пастельной гамме. Правда, в некоторых вариантах можно встретить зеленый, синий и алый цвета.
Технология изготовления
Фигурки из Плешково делаются из смеси глины со слюдой. После того, как игрушки обжигаются, слюдовые вкрапления придают им дополнительный серебристый блеск и искорки по всей поверхности. Обожженные свистульки имеют пористую структуру и розовый оттенок. Мастера начинают окрашивать глину в свободной манере, распределяя натуральную краску пятнами. Постепенно цвет впитывается, и фигурка остается в более нежной палитре. Некоторые специалисты по игрушкам также наносят условный легкий орнамент в геометрическом стиле.
В раннем варианте создания плешковских игрушек краска не использовалась вообще, но более современные умельцы растирают для полноценного покрытия свистульки кирпич и смешивают его с выжимкой из лопуха или конопли. Раньше же было достаточно найти нужное количество местной золотистой глины и провести 2-3 полоски вдоль фигурки.