Скопинский гончарный художественный промысел возник на рязанских землях более трех веков назад. На сегодняшний день является одним из самых прославленных центров российского народного творчества. Основой для развития данного промысла в этих краях послужили залежи светлой гончарной глины, которыми так богаты окрестности нынешнего города Скопин.
История промысла
Началом развития скопинского промысла признан 1640 г. Именно в этом году среди списков населения зафиксировано имя первого скопинского гончара Демки Киреева, Бердникова сына.
(Крестьянское гончарное дело)
Первое время скопинский промысел был ничем не примечателен, гончарами производилась посуда, черепица, кирпич и печные трубы из глины. Начало развития скопинской декоративной керамики приходится на вторую половину 19-го века. В этот период скопинскими мастерами стали изготавливаться превосходные творения - глазированные фигурные сосуды, многоярусные подсвечники причудливых форм, украшенные лепниной в виде невиданных зверей, птиц и рыб.
(Керамический фигурный сосуд)
Благодаря своей затейливости скопинская керамика стала прославляться за пределами Рязани. Ее стали возить на праздничные базары крупных городов России и Украины. Часто изделия скопинских мастеров скупались иностранцами, коллекционерами и прочими любителями народного искусства.
Вскоре, произведения скопинских умельцев стали выставляться в крупных российских музеях, представлялись на различных ремесленных выставках, в 1900 году даже экспонировались на одной из Парижских выставок, многократно отмечались наградами.
Элементы промысла
(Старинная керамическая посуда)
Отличительной особенностью скопинской художественной керамики является многообразие ассортимента изделий, смелость решений, оригинальность и сложность форм и непревзойденная фантазия авторов. Мастерами изготавливались изделия, как незамысловатых форм, так и высокохудожественные произведения, украшенные богатой лепниной с различными видами животных, а также былинными и сказочными персонажами.
(Керамический узор - рыбка на посуде)
Узоры на изделия наносились по сырой глине при помощи разнообразных штампиков и стеков. В орнаменте преобладали растительные мотивы или геометрические формы. Для глазировки изделий применялись поливы различных цветов – зеленого, желтого, коричневого и серо-синего.
(Керамическое сувенирное изделие - кувшин)
Скопинский гончарный промысел развивался достаточно быстро, с каждым годом все более возрастало мастерство авторов, осваивались различные методики. На сегодняшний день скопинские мастера владеют самыми разнообразными техниками исполнения – это и гончарство, и ручная лепка, и литье в формы из гипса с последующей доработкой вручную, и полусухое прессование.
Произведения скопинских мастеров поражают своей оригинальностью и превосходным исполнением, в них чувствуется пытливость и изобретательность мастера, экспериментировавшего с формами, способами декорирования и обжига.