Роспись по дереву – традиционный народный промысел, пришедший из глубины веков. Каждый элемент росписи очень символичен и несет определенную смысловую нагрузку. Прежде всего, такая роспись была призвана оберегать дом, хозяев и детей, все домашнее хозяйство. Со временем многие значения традиционных элементов забылись, и изначальный смысл росписи уже иногда трудно понять. Современная роспись выполняет больше декоративную функцию.
Содержание:
История промысла
На Вятской земле такую обережную роспись делали раньше на многих предметах домашнего быта: расписывали прялки, сундуки, шкафы и т.д.
После того, как крестьяне перешли к «белому» отоплению избы, расписывать начали самые почитаемые части дома: пространство около печи, матицы, входную дверь, божницу. Традиция расписывать дома пришла на Вятку из северных губерний. И прижилась. Расцвет домовой крестьянской живописи пришелся на конец 19 – начало 20 века. Частым элементом домовой росписи стал лев – мощный оберег дома.
(Вятский сундук)
Сундуки получили большую популярность в этих краях в 20-х годах XIX века. Чтобы придать им декоративный вид, их начали красить и разрисовывать традиционным орнаментом.
Элементы вятской росписи
Традиционно в вятской росписи люди изображались редко. Чаще рисовали цветы, животных. Цветы и деревья символизировали жизненный цикл. Цветы обычно соединяются в букеты или гирлянды.
(Птицы мира. Центр русской культуры и письменности "Мир")
Еще часто встречается изображение круга, как символическое обозначение солнца, а закругленные мазки обозначают лучи и солнечную энергию. Несколько кругов означают движение Солнца по небу.
Также древним символом плодородия и достатка является изображение ромба.
(Старинные ткани из экспедиций ИКК "Мир")
Наряду со львом, призванным защищать дом, такими же защитниками выступали и птицы. Часто они изображались рядом со львами. Птицы могли быть разных пород: куры, утки, вороны. Особенностью именно вятской росписи было то, что изображение совы считалось положительным образом. Птиц в народной традиции считали вестниками, посредниками между людьми и высшими силами.
Главным цветом в росписи является красный, символ жизни. Еще используются другие яркие цвета: желтый, оранжевый, зеленый и черный. Для контраста и обозначения воды берется синий цвет. Обязательно присутствует и белый цвет, как обозначение всего Белого Света.
Техника выполнения
Сундуки обычно красили не кистями, а заячьими лапками. Для нанесения одинаковых рисунков мастера пользовались специальными чеканами – палочками примерно 20 см. в длину, на торцах которых были изображены звездочки, крестики, цветочки и другие элементы узора. Прежде, чем начинать расписывать сундук, мастер обрабатывал его поверхность специальным клеем. Затем на невысохший клей наносил фоновую краску. Затем еще слой клея. Только потом мастер размечал узор и приступал к росписи. Чеканом наносили мелкие одинаковые узоры и завершали композицию.
(Современный рисунок вятской росписи)
Обычно расписывали предметы масляными красками. В современной вятской росписи используются разные краски, в том числе и гуашь.